Логика (ИСТИНА) И ВЕРА, разум и религия, мозг и душа

Люди отличаются от животных тем, что могут логически мыслить, а от машин тем, что способны нелогично верить. Для многих людей между логикой и верой существует принципиальное противоречие, и они взаимно исключают друг друга. Существует общее мне ние, что научные факты устанавливаются исключительно с помощью логики, и никакой веры при этом не требуется. В противоположность этому часто полагают, что религиозные убеждения опираются только на веру. Многие думают, что логика и разум в религиозных убеждениях не играют никакой роли, а поэтому религия является чисто произвольной и от нее следует отказаться. Этот широко распространенный взгляд ложен не только в отношении религиозных убеждений, но и в отношении научной деятельности. Логика и вера играют важную роль в обоих сферах и между ними нет принципиального противоречия. Они взаимно дополняют друг друга и в равной степени необходимы.

Функция логики заключается в получении выводов и возможности перейти от одного этапа рассуждений к другому. Однако процесс рассуждений должен начинаться с какой-то отправной точки, с допущений, аксиом, истин, с какого-то предыдущего этапа. В противном случае такие этапы уходили бы бесконечно в прошлое и поиск истины превращался бы в определение базовых аксиом, что довольно часто и бывает в споре. В самом начале процесса получения выводов что-то должно быть "дано" или взято за аксиому в силу своей "очевидности" или как постулат веры. В любом случае к этой исходной точке нельзя прийти только доводами разума. Различие, которое можно привести между допущениями, не являющимися выводами, явно проявляются даже в такой "логичной" науке, как математика. Основные аксиомы математики мы вынуждены принимать на веру. То же самое происходит и во всех других точных и тем более "неточных" науках.

У разума и логики есть присущая им ограниченность, которая заставляет нас опираться на веру. Например, физики-теоретики верят, что понятия математики и логика, применяемая для работы с этими понятиями, верны и приложимы к окружающему миру. Успехи современной науки и техники дают им серьезные основания для такой уверенности, однако они сами признают, что четких доказательств этому нет. Лауреат Нобелевской премии Юджин Вигнер соглашается с тем, что это "постулат веры", и считает, что эффективность математики в естественных науках "необоснованна", т.е. не может быть подтверждена только доводами разума. В сфере науки данными являются результаты наблюдений и измерений, проведенных ученым. Затем он эти данные обрабатывает путем рассуждений, стремясь открыть общие законы и принципы. При этом он делает допущение, по которому Вселенная "ведет себя" везде и всегда одинаково, и мы смело строим на этом свои рассуждения.

Мы убеждены, что какая бы сила ни заставила камень упасть на землю сегодня, она заставит его сделать то же самое и таким же образом завтра. Логически это доказать нельзя, но у нас есть очень серьезные свидетельства верить этому. То, что существуют общие законы и принципы, которые предстоит открыть, это вопрос веры, без которой наука не может обойтись. У этого убеждения есть очень серьезные основания, но прийти к такому выводу чисто логическими рассуждениями невозможно. Совершенно очевидно также, что и в повседневной жизни и в личных отношениях одних доводов разума недостаточно. Особенно "нелогична" женская логика, граничащая с верой. Вы не можете доказать логически, что ваша жена любит вас и остается вам верна - это вопрос веры и доверия.

Многие понимают, что одного разума недостаточно для установления фундаментальных принципов любой философии, религии или мировоззрения. Например, ни вера теистов в то, что Бог есть, ни противоположная вера атеистов не поддается логическим доказательствам. Поэтому вера в Бога и неверие равноценны, равноверны. Гуманисты с оптимистическими взглядами не в состоянии доказать основное положение своей философии, что человечеству присуща доброта. Добро и зло равноверны. Вера нужна народу как чувствование бога. Вера нужна для благочестия масс. Догматы веры сводятся к важнейшим требованиям нравственности. Религия - ограничитель безнравственности, скотства, зверства. Вера надевает узду на людей и народы.

Вера, религия, бог необходимы также, как законы. Если бы бога и не было, его обязательно надо было бы придумать. Голый массовый атеизм несовместим с нравственностью, правопорядком и представляет угрозу для общества. Теисты и атеисты спорят есть душа или нет ее. А если есть, то бессмертна душа или нет? Бессмертна. И не бессмертна, если она пропитана злом. Чем больше в душе зла и пороков, тем меньше в ней бессмертия, т.к. в процессе очищения зло души вместе с душой уходит и души может не остаться, не останется и бессмертия, человек в этом случае исчезает во Вселенной без следа, как животное, истлевает, как трава. Почему души животных не возносятся на небеса? Потому что у животных нет Сознания, Мыслей, Разума, Познания. А потому нет и души. Душа неотделима от Сознания и Разума.

Вероятно, пришло то время, когда Души людей не нужны Богу без Разума. Люди без Веры и Души - это высокоразвитые животные. Человек и Разума, и Души - это Человек. Порой кажется, что люди существуют в бессмысленном мире. Как мы сюда попали? Почему на Земле зла больше, чем добра? Разве вы никогда не думаете о смерти? Разве она не страшит вас? Единственное спасение от нее Бог. Но если он существует, тогда почему в мире происходит столько преступлений и Бог не карает людей за это? Поэтому слепая вера в бога сомнительна. Совсем не верить тоже нельзя. С богами о земных проблемах можно говорить на равных. Жизнь земная настолько развилась и усложнилась, что боги уже не могут дойти до всех мелочей, а люди поумнели настолько, что многие свои земные проблемы уже могут решить и без божественной помощи. Религия сокращается там, где расширяется наука.

Именно в духовной сфере обнаруживаются наиболее фундаментальные и логически недоказуемые убеждения и верования, влияющие на наши убеждения, которых мы придерживаемся во всех сферах своей деятельности. Чем фундаментальнее вера, тем более недоказуема она логически. Например вера ученого в то, что Вселенная познаваема разумом и может быть понята, вполне совместима с верой в Творца Бога, Аллаха, Будду, которые создали нас по образу и подобию своему. Познаваема или непознаваема сущность великой первопричины? Бог постижим в принципе или непостижим? Бог постижим в принципе. Но постижение Бога бесконечно трудное и бесконечно долгое дело и никакой жизни человека на это не хватит, т.к. Бог бессмертен, а человек смертен. Поэтому в обозримом будущем Бог действительно непостижим.

Но вполне вероятно, что в будущем Человек и Человечество разовьются так, что хотя бы основные божественные истины человеку будут постижимы так же, как сейчас вполне постижимы многие законы природы ранее считавшиеся непостижимыми: законы макро и микромиров, законы наследственности, генной инженерии, не говоря уже о совсем обжитом околосолнечном пространстве, хотя совсем недавно божественные пророки проповедовали такую ересь, что Земля покоится на 3 китах, что не Земля вращается вокруг Солнца, а солнце вокруг Земли и т.д. Люди способны к постижению природного мира. Знаменательно в связи с этим, что такие ученые, как Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон и многие другие, своими фундаментальными открытиями значительно сузили сферу религии, не отвергая при этом веры в Бога.

Из всего сказанного вытекает, что вера является необходимым дополнением к доводам разума не только в вопросах религии, но и в математике, в прочих науках, в повседневной жизни и межчеловеческих отношениях. Поразительно, но этот вывод подтверждается чисто математическими результатами, к которым пришли в 1930 годах Гедель и Тарски. Гедель доказал, что математика отличается большой неполнотой, в ней всегда будут недоказуемые утверждения, которые мы будем вынуждены называть истинными. Большинство ученых, работающих в области математики, уверены, что их дисциплина не имеет внутренних противоречий, но Гедель показал, что это исключительно вопрос веры, так как логически к такому выводу прийти невозможно. Тарски выявил и другие ограничения возможностей логики. В частности, пользуясь исключительно логикой, нельзя дать определение истине, т.к. ограниченность доводов разума связана и с ограниченными возможностями веры. Истина это: логичная вера и верная логика, разумная религия и религиозный разум, умственная душа и душевный ум.

Божественная истина опирается только на веру и потому она более стабильна, более "вечна". Земная истина более подвижна и относительна во времени и в пространстве, как вода в горном потоке. В каждое последующее мгновение истинное состояние воды уже будет другое, отличное от предыдущего. Так в науке, так в верованиях, так и в политике. Каждое новое состояние общества есть истинное состояние до тех пор, пока оно не будет заменено новым состоянием. Прав не тот, кто "вообще" прав, а прав тот, у кого больше прав сейчас, причем разных прав: логики и веры, ума и души, разума и сердца, истины и заблуждений. Если завтра у кого будет больше этих и разных других прав, то прав будет он. Этим подтверждается относительность всех земных истин. Истиной является победившая истина. Высшая земная истина - это борьба истин. Реальная жизнь подтверждает, что истина - это противоречие, отсутствие противоречий - заблуждения.

Но если можно твердо сказать, что вера необходима даже в математике, насколько же неизбежна вера в других областях человеческой деятельности! Встает вопрос: как отличить обоснованную веру от необоснованной? Как решить, во что верить, при условии, что веры нам все равно не избежать? Английский математик Найджел Катленд предлагает простой и "научный" ответ: обоснованная, логичная вера опирается на все имеющиеся свидетельства и не противоречит им. Существует ясное разграничение между pазумной верой и слепой верой. Pазумная вера не должна быть иррациональной или антирациональной, наоборот, она открыта доводам разума, несмотря на то, что предмет веры нельзя доказать исключительно с позиций разума. Приход к обоснованной вере - это не слепой прыжок во тьму, а шаг, точнее много шагов, которые вполне разумны. Эти шаги "веры" могут потребовать и размышлений и действий.

Законы науки - это прежде всего верования, которые опираются на факты и эксперименты, а не на догмы, не подлежащие обсуждению. Настоящий ученый всегда открыт новым фактам и готов их принять, даже если они противоречат укоренившейся в сознании вере. Этот современный подход очень не похож на древнегреческую науку, которая пыталась выстроить здание знаний о физическом мире, почти не прибегая к кропотливым наблюдениям и делая выводы главным образом на основе недостаточно обоснованных философских допущений, прибегая только к умозаключениям и доводам рассудка. Фундаментальная научная вера в единообразии причин природных явлений, т.е. в существовании законов и принципов, которые предстоит открыть, - это обоснованная вера, родившаяся на основе многочисленных совокупных данных, ставших результатом размышлений и действий, имевших форму наблюдений и экспериментов. Следующим постулатом веры научных кругов является убежденность в том, что наблюдения и анализ позволят нам прийти к пониманию этих законов.

Разум не способен обьяснить насколько радикальны порой новые идеи, теории, концепции, например, теория относительности или квантовая теория. Не все подвластно разуму и в новых концепциях новой евразийской нации, новой религии, нового двух-, трехслойного государства, многослойного национального пространства. Сами ученые говорят, что в крупных открытиях важную роль играет творчество, воображение, вдохновение, вера и откровение.

Эти и другие духовные компоненты познания и преобразования мира имеют равное значение с мышлением, логикой, разумом и прочими продуктами деятельности мозга.(Далее см. ТРОПЫ.)

IVAvera11"Истина"1992г.Наб.Челны



Сайт управляется системой uCoz