Большое заблуждение думать, что человек всегда один и тот же. Человек постоянно меняется. Многие считают, что если человека зовут Иваном, то он им всегда и остается. Ничего подобного! Сейчас это Иван, через минуту Петр, а еще через минуту Николай, Сергей, Матвей, Семен. А вы все еще думаете, что это Иван. Вы знаете, что Иван не может делать некоторых вещей, например, не может солгать. Затем вы обнаруживаете, что он солгал, и удивляетесь, как он мог это сделать. Но Иван действительно не лгал, солгал Николай, потому что Николай врет всегда. Вы удивитесь, обнаружив, какая толпа Иванов, Николаев и других лиц живет в одном человеке. Человек не обладает индивидуальным, большим "Я". Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: "я". И всякий раз это "я" различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль и так до бесконечности.
ЧЕЛОВЕК ЭТО МНОЖЕСТВЕННОСТЬ, это целый род или племя может быть и родственных, но различных по нpаву людей в одном теле .Если вы научитесь наблюдать за этим множеством маленьких "я" в человеке, вам не надо будет ходить в кино, которое по существу и есть показ, демонстрация отдельных типов, характеров, т.е. тех же Иванов, Николаев, Сергеев и т.д. по отдельности. Все они называют себя "я", иначе говоря, считают себя хозяевами, и никто из них не желает признавать другого. Каждый из них - халиф на час, он делает то, что ему нравится, невзирая ни на что, а расплачиваться за это впоследствии приходится другим. И среди них нет никакого порядка. Кто из них выскочит наверх, тот и становится хозяином. Он хлещет всех направо и налево. Но в следующее мгновение другой хватает кнут и бьет его самого. Такая пляска мыслей, такое кипение желаний, бурление страстей продолжается у человека в течение всей его жизни. Каких "я" больше, какие из них чаще прорываются наверх, таков и весь человек, таков и коллектив, нация или государство .Вообразите теперь страну, где каждый на пять минут может стать царем и делать в течение этих пяти минут с царством все, что захочет. Тут и воображать не надо, такова Россия с той лишь разницей, что вместо отдельных "я", как в человеке, наверх лезут отдельные люди, различные группы, партии. Все они тоже "халифы на час": каждый делает то, что ему нравится, а расплачиваться за это впоследствии приходится другим; и сpеди них тоже нет никакого порядка, кто из них выскочит наверх , тот и становится хозяином; теперь уже он хлещет всех налево и направо; но через некоторое время уже другой хватает кнут и бьет его самого. Какие люди, группы и партии чаще прорываются "наверх" в государстве, таково и все общество. Поэтому все успехи и беды общества коренятся в каждом человеке .
Таковы все страны, общества и сообщества с той лишь разницей, что как в отдельном человеке, так и в различных обществах в целом это "бурление страстей" различно. Есть страны меланхолики, есть страны холерики, есть много других промежуточных типов стран, наций и коллективов, как и типов людей. Многие считают, что между пляской множества "я" в отдельном человеке, "пляской" отдельных людей в коллективах, обществах или государствах и "пляской" этих коллективов и госудаpств между собой нет связи. Поэтому успехи психологов и обществоведов в этой области исследований весьма скромны и противоречивы .Чтобы понять, какие процессы происходили, происходят или будут происходить в коллективе или в обществе, надо сначала понять глубинные "процессы", происходящие в самом человеке не только на физиологическом и даже не только на поверхностно-психологическом уровнях, но и на уровнях более глубоких и тонких: супраментальных и душевных. В частности, если мы осознаем и признаем, что каждый человек состоит из множества отдельных "я", нам будет значительно проще "разобраться" и с обществом в целом, и с отдельными коллективами или группами людей в отдельности. Психологи и социологи, исследуя процессы, происходящие в коллективах или в обществе, полагают, что люди, составляющие эти коллективы, всегда одни и те же.
А люди каждую минуту, не говоря уже о часах и днях, постоянно меняются. Поэтому выводы, полученные на достоверных, но "вчерашних" данных, сегодня уже ложные. Состояние любого коллектива или всего общества подобно состоянию воды в бурлящем горном потоке в каждое последующее мгновение оно другое .Поскольку коллективы состоят из отдельных людей, то и различные группы людей состоят из множества отдельных групповых, коллективных "мы", как отдельные люди состоят из множества индивидуальных "я". Точно так же общество, нация или государство тоже состоит из множества отдельных "мы", как группы и коллективы, как отдельный человек состоит из множества отдельных "я". Группы, коллективы и все общество не имеют постоянного и неизменного "мы", как человек не имеет постоянного и неизменного "я". Их "мы" меняются почти так же быстро, как мысли, чувства, настроения человека. Человек, группа или коллектив совершают большую ошибку, считая себя всегда одними и теми же. В действительности, человек - всегда другая личность, не та, какой она была мгновение назад, а сегодняшний коллектив - это уже совсем другой коллектив, чем был вчера. Человеку, группе или обществу присуще общее свойство МНОЖЕСТВЕННОСТЬ .Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в каждом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или ощущение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляется и живет совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физиологически или физически, как вещь, а в абстрактном виде как понятие. Точно так же, как всякое индивидуальное "я" появляется и живет совершенно независимо от всего человека, так и группы людей, как отдельные "мы", появляются и живут независимо от общества, как целого, что наиболее очевидно из всех этих связей. Но если целое в человеке никогда себя не выражает, то никогда себя не выражает целое и в коллективе и тем более в госудаpстве, потому что существует оно тоже только физически, т.е. материально .Каждое отдельное "я" в человеке и отдельное "мы" в коллективе или в обществе может называть себя именем целого, действовать во имя целого, соглашаться или не соглашаться, давать обещания, принимать решения, с которыми придется иметь дело другому "я" или всему целому в человеке, или другому "мы" в коллективе или всему целому обществу. Этим обьясняется, почему люди, коллективы, партии или правительства так часто принимают решения и так редко их выполняют. Человек решает с завтрашнего дня рано вставать. Это решение принимает одна группа "я", а подьем с постели есть дело другого "я", которое совершенно не согласно с таким решением, возможно даже ничего о нем и не знает.
Утром человек опять будет спать, а вечером опять решит вставать рано. Парламент принимает решение повысить пенсии пенсионерам. Это решение принимает одна группа "мы" в государстве, но другая группа "мы" в правительстве не согласна с таким решением. Пенсионеры, т.е. третья группа "мы", опять будут просить повысить пенсии, парламент, совет или дума примет решение, правительство будет согласно, но четвертая группа "мы" будет против в бюджете не будет денег. Все опять повторится сначала .Во многих случаях такая "нестыковка" различных групп "я" или "мы" имеет очень неприятные последствия. Малое, случайное "я" или "мы" могут в какой-то момент что-то пообещать уже не себе, а кому-то другому просто из тщеславия, для развлечения или даже из благих намерений. Затем это "я" или "мы" исчезает, например во время переворота, путча, революции или перестройки или это "я" снимут с работы, или посадят в тюрьму. Но человек, группа лиц или все общество, т.е. другие "я" или "мы", совершенно не ответственные за это обещание, вынуждены будут расплачиваться за него в течение всей своей жизни, а то и нескольких поколений.
В том-то и трагедия человеческого существования, что каждое малое "я" или "мы" имеет право подписывать чеки и векселя, а человек, коллектив или общество, т.е. целое, вынуждено их оплачивать. Нередко вся жизнь человека или общества состоит в том, чтобы оплачивать векселя, случайных "я" или "мы". Все это в отдельном человеке может и не так видно, но если обратиться к нашей производственной, политической, общественной и другой жизни, где задействовано много людей, много групп, коллективов, партий, обществ и сообществ, то выводы эти вполне очевидны .Смена "я" в человеке или "мы" в коллективе и обществе, их постоянная борьба за верховенство направляется внешними влияниями или развитыми душевными силами. Если в человеке нет душевных сил или эти силы в нем слабы и неразвиты, то хаотичная смена, "пляска" малых "я" является результатом только внешних влияний, которых на каждом шагу человека великое множество и они, как правило, хаотичны, случайны, стихийны.
Поэтому бездуховная жизнь, что человека, что общества хаотична и стихийна почти так же, как стихийна неживая природа или как "полустихийна" жизнь растений и животных, откуда и вышел человек pазумный, но в массе своей пока еще не духовный. В обыкновенном человеке нет почти ничего, способного контролировать эту пляску случайных "я", главным образом потому, что человек ее не замечает или не осознает, он всегда живет последним "я" .Естественно, что некоторые "я" или "мы" бывают сильнее других. Но это не их сознательная сила, просто они такими случайно получились. Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религий, каст, традиций, инстинктов, очарование новых лозунгов создают в личности человека очень сильные "я", которые в нем господствуют над целыми группами других "я", более слабых, примерно так же, как в политике, в религии, в идеологии или в государстве более сильные "мы" господствуют над слабыми. В обыкновенном коллективе или обыкновенном обществе, состоящем из обыкновенных людей, тоже нет почти ничего, способного контролировать эту пляску случайных "мы". Только в "необыкновенном" коллективе или обществе, состоящем из "неoбыкновенных" людей, есть НЕЧТО, способное контролировать и направлять эту стихийную пляску случайных "я" или "мы" .
Восточные учения приводят различные аллегорические картины, в которых изображают природу человека с этой точки зрения. В одном учении человека сравнивают с домом, где находится толпа слуг, но нет хозяина. Слуги позабыли о своих обязанностях, никто не желает делать то, что ему следует, каждый старается занять место хозяина хоть на одно мгновение. В этом состоянии беспорядка дому угрожает серьезная опасность. Единственная возможность спасения состоит в том, чтобы собраться всем вместе и выбрать временного управляющего, который сможет расставить слуг на свои места и заставить каждого выполнять определенную работу: повара он отправит на кухню, конюха на конющню, земледельца в поле и т.д. Таким путем можно приготовить дом к приходу НАСТОЯЩЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО (интел-элита), который в свою очередь по настоящему подготовит дом, ощество или государство к приходу НАСТОЯЩЕГО ХОЗЯИНА. Сравнение человека с домом в ожидании прибытия хозяина встречается не только в восточных учениях, но и во многих евангельских притчах. Хозяин дома для человека - это его развитая душа. Хозяин дома для государства - это духовная сфера общества .Стихийную пляску случайных "я" в человеке может контролировать и направлять только его Душа. В группе - это может сделать только духовная личность, в коллективе - группа духовных людей или начальник, если он - "душа коллектива". В государстве стихийную пляску случайных "мы" может одухотворенно контролировать и направлять только самостоятельная Духовная сфера всего общества.
IVA05-94"Истина", г.Наб.Челны